close

История политических и правовых учений

История политических и правовых учений

Учение о государстве и праве руссо

1712-1778. Франция. Радикалист. "Рассуждение о науках и искусствах", трактат "Об общественном договоре, или Принципы политического права". В естественном состоянии все люди свободны и равны. Неравенство физическое. => появление частной собственности и социального неравенства => борьба м/у богатыми и бедными. Это предгосударственное состояние. Выход = создание государства и законов. Но потеряв свободу естественную, бедные не обрели свободы политической. Неравенство частной собственности + политическое неравенство = абсолютное неравенство при деспотизме. Обосновывает и оправдывает революционный путь низвержения феодальных порядков, которые держатся на силе, а не на праве. Разрабатывает концепцию подлинного общественного договора. Смысл к такому государству в том, что отчуждаемое у каждого индивида
Далее
История политических и правовых учений

Учение о государстве и праве спинозы

1632-1677. Голландия. "Богословско-политический трактат", "Политический трактат". Один из творцов светской доктрины государства и права. Отвергает идеальные и утопические проекты организации государства. Реалист. Человек – часть природы, закон природы – решение Бога. Естественное состояние – люди=враги, "война против всех", равны в том смысле, что одинаково имеют право на всё по своему произволу и желанию. В естественном состоянии самосохранение людей, достижение ими желаний, безопасность не могут быть обеспечены => переход в гражданское состояние посредством договора. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти. Верховная власть – это суверенитет государства. Особенность теории Спинозы – в гражданском состоянии не прекращается естественное право каждого. Верховная
Далее
История политических и правовых учений

Политико-правовые идеи бодена

1530-1596. Франция. "Шесть книг о республике" (республика=государство). Ячейка государства – семья. Глава семьи – отражение гос. власти. Государство возникает как договор. Цель – гарантируя мир внутри и защищая от нападения из вне, заботиться об истинном счастье индивидов. Счастье заключается в познании Бога, человека и природы, в почитании Бога. Разработал проблему суверенитета государства, в чем его важнейший вклад в теорию. Это прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. 5 признаков суверенитета: издание законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве высшего суда, помилование. Суверен издает законы, но
Далее
История политических и правовых учений

Политико-правовые взгляды бердяева

Николай Александрович. 1874-1948. Крупнейший религиозный мыслитель России. В центре его творчества – проблема свободы. Разработал оригинальную философскую концепцию христианского персонализма. В молодые годы был под влиянием марксизма, затем перешел на религиозные позиции, хотя и продолжал признавать «правду социализма». Считал, что внутри него есть противоречие в подходе к социальным проблемам: с одной стороны – аристократическое понимание личности, свободы и творчества, с другой – социалистическое требование утверждения достоинства каждого человека. Отличает личность от индивида, считая индивида категорией биологической, социологической и несвободной, а личность – категория духовная и свободная. Индивид подчинен общеобязательному закону, а личность иррациональна и никакой закон к ней неприменим. В
Далее
История политических и правовых учений

Марксистское учение о государстве и праве

40-е году 19го века. «Манифест коммунистической партии», «Капитал». Марксизм возник в 40-е годы 19 века, как попытка ответа на проявления кризисных явлений капитализма и буржуазного государства. Серьезно обострилась классовая борьба. На арену выходит новый класс – пролетариат, противостоящий буржуазии и получивший господство в Европе. Основоположники – Маркс и Энгельс. Сильное влияние оказала немецкая философия, особенно Гегель. Классик английской политэкономии писали о гражданском обществе как о горизонтальных связях. Видели в них материальные нужды людей, комплекс отношений по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ. Интерес индивида – двигатель. По их мнению государство возникало спонтанно и не вмешивалось в экономику. Французы считали,
Далее
История политических и правовых учений

Интегрированная (интегральная) юриспруденция виноградова

1854–1925. Английский и русский историк. Родился в Костроме 18 (30) ноября 1854. Окончил Московский университет. Будучи сторонником университетской автономии, в 1902 подал в отставку с должности профессора истории Московского университета, переехал в Англию и в 1903 был избран профессором права Оксфордского университета. Был также членом совета и главой отдела публикаций Британской академии. В 1917 был удостоен рыцарского звания, в следующем году стал гражданином Великобритании. Среди наиболее известных трудов Виноградова – Вилланство в Англии (Villeinage in England, 1892); Рост манора (The Growth of the Manor, 1905); Английское общество в 11 столетии (English Society in the Eleventh Century, 1908); Римское право в
Далее
История политических и правовых учений

Аналитическая юриспруденция харта

"Концепция права" (1961). Англия. Неопозитивизм. Продолжатель Бентама и Остина. Критикует естественно-правовые теории. Несправедливое право – ошибка. Минимальная цель социальной жизни людей – выживание. Право и мораль должны содержать определенные нормы поведения (защита личности, собственности, взаимных обещаний). Разумность этих норм обусловлена необходимостью выживания с учетом "естественных факторов" (уязвимость людей, физическое и духовное равенство, ограниченность количества благ и т. д.). Эти разумные и необходимые нормы и содержат в себе смысловое ядро естественно-правовой доктрины, имеют решающее значение для понимания права и морали. Право от морали отличается принудительной санкцией. Право – система «первичных» (обязывания) и «вторичных» (предоставляющих частную (самим строить свои связи с другими
Далее
История политических и правовых учений

Политико-правовые взгляды еллинека

1851-1911. Германия. Предпринял попытку соединить формально-догматическое понимание государства и права с социологией. И государство и право рассматривались с двух аспектов: нормативном и социальном. Государство как социальное явление – обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей; правовое понятие того же государства сводится к “корпорации” (юридическая личность, субъект права). В юридическом аспекте право – компромисс между различными противоречащими друг другу интересами. Власть и право в их социальном аспекте должны истолковываться психологически, поскольку все явления общественной жизни имеют массово-психологический характер. Право в конечном счете основано на средней, типической убежденности народа в том, что это есть право действующее. Вся государственная власть основана на
Далее
История политических и правовых учений

Учение о государстве и праве гроция

1583-1645. Голландия. "О праве войны и мира". Раннебуржуазное учение о государстве и праве, рационалистическая доктрина естественного и международного права Нового времени. Предмет юриспруденции – вопросы права и справедливости, предмет политической науки – целесообразность и польза. Соглашался с Аристотелем по поводу деления права на естественное (предписание здравого разума) и волеустановленное (делится на человеческое и божественное), которое должно соответствовать предписаниям естественного. Договорная концепция создания государства. Происхождение государства и внутригосударственного права, а также и международного права – логически неизбежное следствие бытия естественного права. Догосударственная стадия: отсутствие частной собственности, обее имущество => занятия искусствами и ремеслами => более изысканный образ жизни => развитие пороков
Далее
История политических и правовых учений

Учение о государстве и праве канта

1724-1804. Германия. Типичный идеолог социального реформизма. Приступил к систематическому обоснованию либерализма (идейной платформы класса буржуа). Один из создателей концепции "правового государства". Человек – субъект нравственного сознания, в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона, который "априорен" (="категорический императив"). Автономия воли одинаково ограждает личность как от собственного произвола, так и от тотального господства над нею общественного целого, обеспечивая ей осуществление свободы. Право – совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей. Осуществление права требует его общеобязательности, которая достигается через наделение его принудительной силой, что может сделать лишь государство
Далее
История политических и правовых учений

Учение аквинского о государстве и праве

1225-1274. Доминиканский монах. Причислен к лику святых в 1323. "О правлении властителей", "Сумма теологий". Крупнейший представитель схоластики. Положил начало неотомизму. Его сочинения – своеобразная энциклопедия официальной церковной идеологии Средних веков. Доктрина государства на базе аристотелевской "Политики". Цель государственности – "общее благо", материальное и духовное (оно важнее). Считал, что неравенство – требование совершенства вселенной. Защищал интересы папства и устои феодализма. Ввел различие трех элементов государственной власти: сущности, формы (происхождения) и использования. Сущность власти – порядок отношений господства и подчинения, заведен Богом, власть божественна, поэтому она добро, хотя некоторые ее формы могут быть и несправедливыми. Форма и использование власти – лишены божественности,
Далее
История политических и правовых учений

Политико-правовые взгляды дюги

1859-1928. Франция. Юридический солидаризм. "Трактат о конституционном праве". Теоретик права, конституционалист, декан юр. фака в Бордо. Защитник позитивистского и социологического понимания права, с некими отступлениями в пользу естественно-правовой традиции. Попытка упразднить в праве "метафизические" понятия (как суверенная личность государства, субъективное право личности), защищал такие понятия, как юр. ситуация, функция, социальное право. Публичная власть = факт. Считал, что новый гос. строй, который вскоре придет на смену старым, будет более гуманным, гибким, защищающий индивида, который будет покоиться на 2х элементах: 1-концепция соц. нормы (взаимная зависимость, соединяющая членов одной соц. группы), 2-децентраллизация (синдикальный федерализм, т. е. классы, организованные в синдикаты или группы, основывающиеся
Далее
История политических и правовых учений

Психологическая теория права петражицкого

Лев Иосифович. 1867-1931. Россия. "Теория права и государства в связи с теорией нравственности". Критик юридического позитивизма. Проявил большую оригинальность в освещении правовых явлений и самой природы права. Право – разновидность субъективных переживаний, делится на право позитивное и право интуитивное. Позитивное (официальное) право – шаблонно, догматично, не поддается ситуативному совершенствованию. Интуитивное право – может легко приспособиться к конкретной ситуации, образует основу для корректировки позитивного права. Проводил различие между социально-служебным правом (=публичное право) и правом, не обремененным служебной обязанностью (что явилось компромиссным уточнением традиционного со времен римских юристов деления права на публичное и частное). Право по своей природе явление прежде всего эмоциональное,
Далее
История политических и правовых учений

Учение о государстве и праве локка

1632-1704. Англия. "2 трактата о государственном правлении". Раннебуржуазный либерализм. Идеолог социального компромисса 1688 года в Англии (установление конституционной монархии), утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Разделял идеи права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законного восстания против тирана. Естественное состояние человека = нет "войны против всех", есть равенство, но нет органов, которые могли бы решать споры между людьми и наказывать виновных => люди соглашаются учредить государство. Государство – совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой установленного им общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников, издавать законы для регулирования
Далее
История политических и правовых учений

Учение о государстве и праве гегеля

1770-1831. Германия. "Конституция Германии", "Философия права", "Философия истории". В центре внимания Гегеля – проблемы государства и права. Три основные ступени развивающегося духа – субъективный, объективный, абсолютный. Политико-правовая теория Гегеля есть именно философское учение об объективном духе. Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание того, какими они должны быть. Юриспруденция изучает юридические законы (позитивное право), а философская наука о государстве и праве – постижение мыслей, лежащих в основании права. Право = свобода ("идея права") + определенная ступень и форма свободы (иерархия "особых прав", на вершине которой – право государства) + закон ("позитивное право"). Предметом законодательства
Далее
1 2
Page 1 of 2